« Назад

Иван Малахов - интервью для журнала Вертикальный мир

18 мая, 2015

Впервые опубликовано в журнале "Вертикальный мир" номер 120, автор текста Илья Казаринов

28 марта в Вербье прошел заключительный этап Freeride World Tour. В этом году в туре участвовал российский лыжник Иван Малахов. К сожалению, он не смог пробиться на два заключительных старта и занял в итоге 20-е место в рейтинге. Прописку в туре сохраняют 16 лучших лыжников, но благодаря хорошему выступлению в квалификационной серии Freeride World Qualifier, Иван заработал право и на будущий год выступать в FWT. Будем надеяться, что следующий год в туре сложится для него удачней. А пока мы попросили Ивана подвести итоги соревновательного сезона 2015.



Как оцениваешь свой сезон во Freeride World Tour?

Иван Малахов: Факты говорят, выступил не очень, потому что занял 20-е место из 29 лыжников. Поучаствовал в 3-х этапах - упал, занял 8-е место и еще раз упал. Второе падение было связано с тем, что лыжа на приземлении отстегнулась - можно сказать, не повезло. Общий вывод таков: соревноваться в туре оказалось не так просто, как мне казалось. Хотя, возможно, многое просто зависит от удачи. На первом этапе поселился в одном номере с Джорджем Родни, который в итоге стал чемпионом. Видел, как он выступал на американских этапах FWQ. Там много таких ребят - вроде катаются круто, делают 360 с любой скалы, но нет изюминки. В общем, думал, что такие райдеры в FWT далеко не пройдут. И вдруг он поехал так, что судьи были в восторге от его проездов. Хотя на первом этапе в Шамони зачем-то попытался сделать бекфлип, упал и ничего не занял. И вот из двух райдеров в этом номере в гостинице по итогам сезона один прыгнул выше головы, а другой выступил ниже своего уровня, как будто оттянул мою удачу на себя.

Ты представлял на что будут обращать внимание судьи? Или их подход в чем-то удивил тебя?

Меня засудить не успели. В Андорре была не совсем однозначная ситуация. Иногда бывает так, что все едут круто, и трудно решить, кто лучше, кого поставить на 5-е место, а кого - на 10-е. Разница в качестве проезда может быть минимальной. А бывает, что все падают, и тогда на подиум попадают люди с непонятными линиями. На этапе в Андорре, где мне удался лучший проезд, сложилась как раз первая ситуация: между 5-м и 10-м место было всего два балла. Заезды могли быть разными по стилю, но все одинаково классные. И если бы парня, занявшего 10-е место, поставили на 5-е, я бы не удивился. А вот на третьем этапе, австрийском, который правда перенесли в ту же Андорру, была противоположная история - все катались плохо. Если бы у меня не отстегнулась лыжа, может, и выиграл бы. Потому что ни у кого ничего не получилось в итоге. На самом деле такие странные, на первый взгляд, вещи можно предугадать по ходу состязаний. Если бы у меня был тренер с рацией, который сообщал бы мне, кто как проехал, я бы знал, что все плохо и надо поосторожней быть.

А у кого-то есть тренеры с рациями?

Да. Тренеры или друзья. Иногда задача тренера - просто приободрить, поговорить с тобой. На всех трех этапах был в полном одиночестве. И это оказалось проблемой. Не с кем было поболтать, ведь английским я владею не очень хорошо. Конечно, не концентрировался на этом, но все-таки какой-то дискомфорт возникал. Французы могут между собой пообщаться, австрийцы - с немцами, американцы - с американцами.

То есть единой тусовки нет?

Есть, все нормально общаются. Но все равно как-то тяжело оказалось быть единственным русским в туре. Тем более не так хорошо знаю ребят, чтобы, допустим, с ними по-братски обсуждать выбор линии. На соревнованиях FWQ в Ненде был Аурельен Дюкро, который хорошо ко мне относится и понимает мой английский, так как для него это тоже не родной язык. Дюкро сказал мне, какую линию он бы выбрал на этом склоне. И это было очень ценно, потому что я задумался, проанализировал его вариант - пошла какая-то работа. В итоге поехал по-своему, но другой взгляд на гору было интересно узнать.

Как подходил к выбору линии? Учитывал тенденции судейства или просто решал, что, вот, я хочу проехать так, тут прыгнуть - и не важно, понравится судьям или нет?

Конечно, выбираю такую линию спуска, за которую можно получить хорошую оценку. У каждого лыжника есть сильные и слабые стороны. И их надо учитывать при выборе линии. Я, например, не умею ездить в узких местах или медленно. Мне легче проехать по прямой. Знаю, могу сделать большой прыжок - мне не страшно, а смотрится хорошо. Но иногда склон и снежные условия не позволяют тебе в полной мере использовать свои сильные стороны. Например, в Шамони хотел проехать по прямой, но снег изменился по сравнению с тем, каким он был в день просмотра, и сделать намеченный спуск было уже нельзя. Нужно было выбирать другую линию, но решил, что нет, поеду, где хотел, просто сделаю поворот - хотя это явно испортило бы впечатление судей от проезда. А потом еще и упал, потому что в таких местах поворачивать - не мой конек. Вообще, нравится, как выбирает линии Джереми Хейнц, а он всегда едет по прямой. Если едешь по прямой, то пропускаешь какие-то дропы, находящиеся чуть в стороне. В Вербье Хейнц, по моему мнению, вполне мог выиграть, но ему дали 2-е место, а потом пересмотрели результаты и опустили на 4-е. То есть судьям не всегда нравятся проезды по прямой. В Андорре меня обошли ребята с гораздо более медленными спусками. Но в том и заключается мастерство фрирайдера, чтобы проехать так, что судьи поставят высокую оценку. Хотя бывают парадоксы. Например, в этом году Луи Колломб-Паттон катался очень хорошо, выиграл первый этап в Шамони. Почти не падал, но потом 1-е места ему не давали. Мне кажется потому, что наоборот слишком медленно ездил, чересчур много поворотов, мало агрессии. Хотя прыжки были классные, да и вообще хорошие проезды - не понимаю, почему не попадал в призы. Ясно одно - чтобы получить высокие баллы, надо чем-то впечатлить судей. А впечатлить их могут разные вещи. Хороший пример - этап в Шамони, где на подиум попали люди с совершенно разным стилями и культурой катания. Так что предвзятости у судей в этом отношении нет.

С организационной точки зрения тур качественно устроен?

Организовано все четко. Но есть проблемы. О них, например, писал в своем блоге Фабиан Ленч, который ушел из тура - многие, наверно, читали. В течение недели, пока ждем старты, мы все время ходили на райдерс-митинги, каждый день. Непонятно, зачем они нужны. Еще такая странность - в воскресенье и понедельник в Андорре хорошая погода, накануне выпал свежий снег, но соревнования назначают на среду. Почему? За 3 дня весь снег задуло. Зачем было выдерживать паузу? Наверно, есть какие-то причины. Вроде, задержка была связана с организацией трансляции. Хотя обычно состязания проходят в первый же день хорошей погоды. С условиями вообще в этом сезоне были проблемы. В Австрии снег с горы сдуло. Женский старт начали, лыжницы проехали, но потом решили отменить все. Хотя сноубордистки и сноубордисты уже стояли на верху и были готовы ехать. Мнения райдеров никто не спрашивал. Непонятная ситуация. Вся эпопея с австрийским этапом заняла неделю, в итоге ничего не провели, перенесли все в Андорру, а пока ждали, я пропустил два 4-звездных старта FWQ. Если бы этап в Австрии провели по расписанию, успел бы еще поучаствовать в соревнованиях в Ливиньо. Ведь и так пропустил несколько стартов.

Но тем не менее все равно занял 3-е место и прошел в основной тур на следующий год.

Да, 3-е. Организация FWQ в какой-то степени даже лучше, чем в основном туре. Там соревнования проводят при любой погоде. Не приходится ждать по несколько дней. Кажется, что это мелочь, но в реальности ожидание невероятно выматывает. У людей нервы сдают. Вот Ленч послал всех и уехал. В его критике есть справедливые моменты. Например, о выборе склонов для соревнований. Андоррский этап провели там, где проходят соревнования FWQ уровня 1 или 2 звезды. Хотя были интересные варианты. И вроде ничего сложного нет. Ну, придется зрителям сделать небольшой траверс с подъемника, и пусть не от кафе, но они увидят трассу. А участники за час зайдут на старт - и вот отличная гора с огромным перепадом, красивая, интересная. По моим представлениям, можно было там провести соревнования. Но такой вариант даже не рассматривали. Только горки возле подъемника. Вроде, FWT - это чемпионат мира по фрирайду, но организаторы не предоставляют лучшим райдерам мира возможность проехать по наиболее интересным большим горам.


Run of Malakhov Ivan (RUS) - Swatch Freeride... FreerideWorldTourTV

Как готовишься к соревнованиям?

В каждых соревнованиях пытаюсь выиграть. Не стараюсь проехать на 6-е место, если, допустим, оно даст мне достаточно очков, чтобы пройти дальше. Есть много ребят, кто не едет на победу. По моим подсчетам, из 29 лыжников в туре только 5-6 реально пытаются выиграть каждый этап. В принципе причисляю себя к их числу. Хотя в Андорре, когда занял 8-е место, с моим проездом нельзя было выиграть, заранее знал, что это не победный вариант. Но линия, которую сделал победитель, просто не подохдила мне по стилю.

Кого из райдеров тура в этом сезоне можешь отметить?

Даже не знаю. Скорее, наоборот, поражает, какие простые проезды порой занимают призовые места. Не происходит ничего сверхъестественного. У некоторых ребят откровенно слабая техника. Но есть и такие, на кого всегда приятно посмотреть - например, Самуэль Антаматтен, Хейтц.

Своим выступлением в FWQ доволен?

Да. Во-первых, наконец-то выиграл соревнования в Европе. Участвую в них с 2012 года и много раз был на подиуме - и в лыжных, и в велосипедных состязаниях, но победы никак не давались. В прошлом году здорово выступал, но все время находился какой-нибудь псих, который показывал что-то обалденное и получал 1-е место. В Энгадине Хуан Бергада прыгнул эпичный дабл-дроп, и я занял 2-е место. Вербье Фрирайд Уик - Бижансон сделал «треху» и очень классно проехал. И так на многих этапах было. И вот, наконец, в этом году выиграл в Вербье соревнования категории 3 звезды. Это лучший результат для русских лыжников. Мы все помним успехи Александра Байдаева, который в 2007 году прошел Rookie Quest - отбор на Verbier Extreme. Тогда он занял 2-е место на одном из этапов, и еще пару раз удачно выступил и прошел на Вербье Экстрим. Там проехал осторожно, но занял достойное 6-е место, потому что много народу попадало. Этот результат всегда был неким ориентиром для меня, который хотелось достичь и превзойти. С тех пор конкуренция в соревнованиях по фрирайду неимоверно выросла. Тогда FWQ еще не было, а сейчас в мировом рейтинге 900 с лишним лыжников. И я среди них на 3-м месте. Через несколько недель после Вербье Фрирайд Уик выиграл еще и состязания категории 4 звезды в Энгадине. В 2012 году Аня Ханкевич выиграла «четверку» в Андорре, и с тех пор у российских лыжников не было подобных результатов. Поднял планку для своих возможных последователей. В FWQ выступал хорошо, поэтому непонятно, почему в FWT такие неудачи.

За счет чего удалось выиграть два этапа FWQ?

За счет того, что использовал свои сильные стороны. В Вербье получилось так: за день до старта мы проехали по всем горам, где могли бы пройти соревнования. В итоге их провели там, где вообще не предполагалось - на горе, где катаются сотни туристов. Но ночью выпал снег, утром гору закрыли для всех и провели старты. На склоне полно камней, выбрал место, где можно было более менее по прямой съехать, меня дико понесло, разогнался до 100 км/ч, еле остановился потом - а на видео кажется, еду расслабленно, чуть ли не в носу ковыряюсь. То есть со стороны никакого напряжения не видно. Судьи поразились и дали первое место с большим отрывом.


25 Ivan Malakhov FWQWeek

В Энгадине хитрые правила. Из нескольких десятков участников в финал проходят 12. В квалификации решил ехать осторожно, чтобы железно пройти в решающий раунд. В итоге разделил 11-12-е места. Едва не пролетел мимо. А в финале уже все просто. Когда участников мало, давление выше, возрастает и число ошибок. Так вышло, что все нервничали, падали, либо на приземлениях сделали бэкслэпы, или просто очень медленно ехали. А я проехал аккуратно, где надо - помедленнее, где можно разогнаться - разогнался, и спокойно занял первое место с отрывом 4 балла.

Потом мы поехали в Ненду. Подумал, надо бы еще раз выиграть. В итоге на жетком приземлении маска свалилась на лицо, поэтому пришлось упасть. Неповезло. С той линией, которую наметил, можно было рассчитывать на победу. Потому что все попадали, и на подиум попали люди с неинтересными проездами. Денис Ризволл сделал огромный бэкфлип, но на приезмлении упал, хотя сначала вроде даже уехал. Если бы удержал равновесие, то, конечно, выиграл бы без вопросов, что бы ты ни показал.

В итоге оставалась последняя четверка, чтобы удержаться в тройке по европейскому региону и пройти на следующий сезон в FWT мне надо было показать хороший результат. Ситуация сложилась такая: Кристофер Турделл становится победителем и обгоняет меня. Еще меня могли обогнать Эрик Зеллер и Микаэль Бимбо. За несколько человек до меня на склон приходит плоский свет. Аня по рации сообщает мне, Зеллер проехал плохо. Изначальный план был - попытаться выиграть. Но в этот момент я подумал, что лучше проехать осторожно и сохранить место в рейтинге. Так и получилось. Приехал 7-м, а в рейтинге остался в тройке. Хотя это не мой стиль, не люблю осторожничать.

Аня Орлова: Мне пришлось его уговаривать, чтобы не рисковал. Раз 10 сказала, что все падают, и тебе главное просто доехать, и результат будет приемлемым.

Иван Малахов: Из-за плохого света сам склонялся к тому, упростить линию. Но эта осторожность, все равно относительная: сделал дабл и еще огромный дроп. Какой-то риск как ни крути был. Вообще думал, буду в пятерке с таким проездом.

Но главная задача решена - ты пробился в FWT.

Да. Для меня это важно. Потому что когда в прошлом году мне дали уайлд-кард, кто-то мог бы сказать: «А, да он по блату попал в FWT». Хотя я тогда занял 4-е место в FWQ - за год жо этого как раз 4 человека и проходили. А потом это число сократили до 3.

А главный вывод от сезона довольно странный. Вот ты пытаешься выиграть, но это не работает. Ты рискуешь, и вылетаешь из тура. А остаются в нем ребята, которые едут осторожно, на победу не претендуют, просто занимают места в десятке. Они не стремятся стать чемпионами мира. И такие райдеры как Бимбо, Жульен Лопес - которые парятся над результатом, никогда не едут просто так - не проходят на следующий год в FWT. Получается, что усилия заряженных на результат людей остаются неоцененными. Обидно, что такого лыжника, как Бимбо, не будет в следующем году в туре. По рейтингу он не прошел, через FWQ не пробился, а уайлд-кард ему не дают, потому что он француз - их в туре и так слишком много. При этом уайлд-кард могут дать какому-нить акробату, который умеет делать бэкфлип, но катается-то так себе. Но как я однажды уже сказал в статье в Вертикальном мире, раз участвую в этом, значит, принимаю правила игры. Хотя два года назад ставил под сомнение целесообразность участия в соревнованиях. Сейчас понимаю, что благодаря им стал намного известней, и стало значительно проще работать со спонсорами. Оказалось, что за соревнованиями следят.

Спонсоры Ивана Малахова: Columbia Sportswear, Head Ski, «Важно. Новое страхование», Giro, Actioncams.ru

Рейтинг FWQ/Горные лыжи.
Мужчины:

1. Kristofer Turdell, SWE 4500.00

2. Dennis Risvoll, NOR 3900.00

3. Ivan Malakhov, RUS 3550.00

4. Eric Zeller, GER 3050.00

5. Max Durtschi, USA 3040.00

Женщины/сноуборд:

1. Mikaela Hollsten, FIN 5400.00

2. Anna Orlova, RUS 4700.00

3. Michelle Locke, CAN 4250.00

4. Audrey Hebert, CAN 4200.00

5. Manuela Mandl, AUT 3715.00

ИСТОЧНИК: БЛОГ ИВАНА МАЛАХОВА