« Назад

«Король Китцбюэля» Worldcup Rebel Дидье Кюш : «Я подумал: как тут выжить?»

18 января, 2024

Никто не выигрывал на пресловутом "Штрайфе" больше, чем швейцарец из команды HEAD Дидье Кюш. За свою карьеру он пять раз забирал "Золотую серну" за победу в скоростном спуске и один раз выиграл супергигант в Китцбюэле. Китцбюэль также был местом, где Кюш выиграл первую гонку Кубка мира в 1998 году и объявил о завершении своей карьеры в 2012 году.

«Все, что происходило в Китцбюэле в моей карьере, всегда делало его еще более особенным», — говорит Кюш о своих особых отношениях с самой сложной трассой Кубка мира.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент интервью легендарного 49-летнего "бунтаря" Кубка мира австрийскому порталу LAOLA1.

Вы были на гонках в Адельбодене и Венгене, а теперь еще и в Китцбюэле. Очевидно, горные лыжи занимает важное место в Вашей жизни.

Если я могу, то стараюсь быть на гонках. Большую часть времени я работаю на спонсоров и сопровождаю гостей. Когда меня нет на гонке, я всегда очень внимательно смотрю соревнования по телевизору.

После трех серьезных травм в Венгене сейчас обсуждается оптимизация календаря и вопрос о том, не слишком ли много – три скоростных гонки за один уикэнд. Каково Ваше мнение?

Это сложная тема. Я вообще придерживаюсь мнения, что переносить гонки – это хорошо. Потому что есть много спортсменов, которые соревнуются только в одной-двух дисциплинах, и они страдают, когда гонки отменяются без замены. Но, возможно, было не лучшей идеей переносить гонку в Венген. На "Лауберхорне" достаточно двух гонок. В любом случае, я думаю, что в Венгене и Китцбюэле, на этих легендарных соревнованиях, должен быть только один скоростной спуск за сезон. Однако я понимаю проблему и то, что с экологической точки зрения имеет смысл добавлять гонки туда, где уже есть подходящие условия.

Вы упомянули о "легендарном Китцбюэле". Вы отпраздновали свою первую победу в Кубке мира в Китцбюэле, являетесь рекордсменом с пятью победами в скоростном спуске, а также объявили здесь о завершении карьеры. Почему Китцбюэль для Вас – такое особенное место?

Я всегда чувствовал себя комфортно на австрийской земле – за исключением Пачеркофеля, где доминировали австрийцы. Это всегда была «дежурная шутка», когда австрийцы были очень сильны и их было много в первой десятке. В таком случае мы всегда говорили: «Теперь у нас есть еще один Пачеркофель» (смеется). В супергиганте в декабре 1998 года на курорте рядом с Инсбруком австрийцы заняли с первого по девятое места – прим. ред. Но я всегда чувствовал, что болельщики в Австрии очень хорошо меня принимали. Это, конечно, также способствовало моему успеху. Все, что происходило в моей карьере в Китцбюэле, делало это место еще более особенным.

Были ли у вас менее приятные впечатления от гонок в Китцбюэле?

Нет, к счастью, нет. Я ни разу не падал здесь, только дважды пытался это сделать. Возможно, это одна из причин, почему я добился здесь такого успеха. В Китцбюэле есть два предела, которые нельзя превышать: собственные возможности и лимит скорости на трассе. Я не заметил этого, когда впервые выиграл в 1998 году, но в последующие годы я шаг за шагом находил предел "Штрайфа", но так и не перешел эту границу. Это, безусловно, и был рецепт успеха. Вы стоите на старте и знаете, что вам нужно использовать свои лучшие навыки. В Китцбюэле мне почти всегда это удавалось. Конечно, я пробовал это на других гонках, но нигде больше это не работало так, как в Китцбюэле.

Какие у Вас воспоминания о первом выходе на "Штрайф"?

Я помню это так, как будто это было вчера. До моей первой победы оставалось еще два года. На самой первой тренировке у меня было далекий стартовый номер – около 40-го, и четверо из первых пяти спортсменов упали и были увезены в больницу на вертолете. Я подумал: как мне тут выжить, когда лучшие в мире падают? Я был очень близок к тому, чтобы сдаться и сказать, что это не для меня. Но потом я все равно стартовал. Я финишировал с отставанием в восемь с половиной секунд, потому что, как и еще один Worldcup Rebel Боде Миллер, проехал по сеткам, но после финиша вскинул руки вверх, как победитель. Конечно, остальные спортсмены на финише смеялись до упаду. Но это был мой первый и возможно, даже самый главный успех в Китцбюэле — я выжил.

Всего в Китцбюэле вы побеждали шесть раз. Где находятся ваши призы, "Золотые серны"?

Одна стоит на витрине с моими самыми большими трофеями в ресторане моих родителей. Местные жители уже их много раз видели, но всегда находятся люди, которым это интересно. Остальные серны – у меня дома.

Если посмотреть на все ваши успехи, какой из них был самым важным в вашей карьере?

Сложно сказать. В первом же сезоне в команде HEAD я впервые выиграл Кубок мира в скоростном спуске, и это было потрясающее ощущение. В сезоне 2008/09 я выиграл "Глобус" в гигантском слаломе, в возрасте 35 лет опередив Бенни Райха. Это был не главное, но самое удивительное мое достижение (тогда Дидье опередил Райха на 12 очков). Мне было 24 года, когда я впервые выиграл в Китце, после чего в общей сложности пять раз побеждал здесь в скоростном спуске и супергиганте, один раз успустив победу, проиграв 14 сотых и еще один раз мне не хватило пяти сотых. Лишь в 2008 году, в возрасте 34 лет, я смог победить на этой трассе спустя 10 лет после первой победы. Пожалуй, это было мои высшим достижением в то время. В 2011 году я выиграл с преимуществом почти на секунду, и это был мое самое идеальное выступление на "Штрайфе". В 2012 году была моя последняя победа в Китцбюэле после того, как двумя днями ранее я объявил о завершении карьеры – это была безумная история.

Фото: hahnenkamm.com; HEAD; Алина Трофимова

Перевод: Алина Трофимова