« Назад

HEAD RAPTOR 140 RS: БЕЛОРЕЦКИЙ ТЕСТ ДЛИНОЙ В СЕЗОН

03 октября, 2018

Немного о себе: Чистяков Глеб
Рост: 185 см
Вес: 105 кг
Стаж катания: с 1977 года

Глеб Чистяков. МСМК, в свое время был чемпионом Мира среди Юниоров (1988 в троеборье), сейчас тренирую детей в спорт школе в Уфе (зимой – мы, в основном, в Белорецке), а также веду горнолыжную RACING школу для взрослых (тоже в Белорецке и в Абзаково), которая так и называется, RACING SCHOOL Чистякова, или сокращенно – RSЧ.

Как вы понимаете, за мою жизнь у меня было много разных ботинок. Честно говоря, каких их только не было – и во время моего спортивного прошлого, и нынешнего тренерско-ветеранского бытия. Выступать на Кубке Мира заканчивал еще в Raichle, а потом – уже в "гражданской" жизни – перепробовал, наверное, все возможные марки, кроме HEAD.

Много перемерил ботинок за последние годы, но что-то до конца, все равно, не устраивало. У одних – колодка удобная, но мягковаты. Или другие формуешь, греешь, греешь – все хорошо, но через пару дней пластик назад отыгрывает, и набитые шишки опять начинают гореть.

К HEAD Raptor давно присматривался, много моих друзей по ветеранским стартам выбрали Raptor и именно ботинок RS, а не RD. В том числе и знакомые пермяки: чемпион Мастерса последних лет Олег Серебрянский и прогульщик того сезона Юрий Белодед, и челябинец Виталий Старыгин, да и многие другие.

Пришло, видно, время HEAD. Взял их в начале позапрошлого сезона.

В том году на Урале зима была ранняя. Обычно, только в середине ноября насыпают в Абзаково первую длинную трассу – 5-ку. А тут мы в начале ноября и в Абзаково, и в Белорецке уже гоняли в полный рост.

Для очистки совести сначала попробовал самые узкие ботинки Raptor RD с колодкой RD 93 мм (26.5) – B2 и B3, для того, чтобы сравнить.

Raptor B2 в том году была самая жесткая и узкая модель из все линейки цеха HEAD. Теперь, в новом сезоне, вместо B2 вышла новая модель, еще более жесткая торсионно и с такой же колодкой – R2.

Результат был предсказуем: Raptor B2 и B3 – серьезные спортивные ботинки с не самой узкой из всех брендов колодкой RD 93 мм (93 мм - при размере 26.5, 95 мм – при размере 27.5). Примерив их, понял, что они для моей стопы подойдут только на 2-х часовую тренировку по трассе и на старты. Стрельнуть, вломить по трассе и сразу снять после старта. Даже 3 часа для меня в них провести на горе будет сложно.

А поскольку у нас в RACING Школе бывают и два 3-х часовых занятия в день, понял, что это не мое.

Raptor RS 140 же сразу порадовал компромиссной шириной колодки 98 мм (при размере 27,5). Как мне кажется, на сегодняшний день, это единственный ботинок с реальной 150-й жесткостью в 98-й колодке.

Конечно, боковые свои шишки я сразу нагрел и выдул. А весь ботинок просто прогрел.
Вот, собственно и все. Ботинок сразу сел по ноге. Специалисты говорят, что с прошлого сезона пошел какой-то новый пластик матового цвета, который хорошо поддается нагреванию и, главное, не отыгрывает назад после нагревания. Второй раз перегревать не пришлось.

Внутренник у RS 140 – полуспортивный. Он потолще, чем совсем тонкие шнурково-спортивные внутренники, но тоньше экспертных. Чувство лыжи не теряется, зато ноге - теплее. И выходить из них с мороза бодрее.

Клипсы какие-то необычные, надо привыкать. Революционности, как пишут, что обнимают как-то по-другому ногу, не ощутил. Строп (бустеров) родных - достаточно, работают не хуже затяжных лигитевских Booster.

Сначала покатался на одном болте в манжете сзади. При одном болте жесткость 130. Сделал сход/развал - отрегулировал кантинг. Потом уже засверлил второй и третий болт. При засверлении второго болта, жесткость становится 140, а при всех трех болтах - жесткость 150.

Надо сказать, что Хэдовская жесткость 150 – это, да. Вровень с некоторыми 170-ми становится. На 3-х болтах (150-я жесткость ) – получается спортивный серьезный ботинок с интересной энергопередачей. То ли это - новый пластик так работает, но ботинок - как бы сам подпружинивает, когда давишь в лыжу.

В трассе - контроль и управляемость лыжи. Точная передача в начале поворота - с носка.

Особо надо отметить соответствие современным тенденциям спортивных ботинок - более вертикальная постановка для уверенного стояния на всей ступне и давления всей ступней. Что позволяет добиваться более глубоких угловых положений в повороте. Во время максимальной закладки ботинок не играет, не дребезжит, передает давление от всей ноги. В точке максимальной нагрузки не сгибается под нагрузкой, максимально давит лыжу.

Пластик в пятке ботинка - очень толстый и при задавливании лыжи в конце поворота не требуется больших усилий, чтобы заставить ее выстрелить в следующий поворот.

Проскальзывание, руление, скольжение без кантов ведет четко – не скребет одним или другим кантом.

При одном болте (130-я жесткость) под мой вес и уровень – ботинок все же мягковат.
На 2 болта (жесткость 140) – это оптимально для меня в мороз более 20 градусов, когда ботинок дубеет и становится жестче. Если не лень крутить.

В принципе, надо отметить, что широкий диапазон жесткости 130/140/150 позволит любому катальщику уровнем от эксперта своим экспериментальным путем найти свою комфортную жесткость для - свободного катания, спортивной трассы или, например, фрирайда.

При плюсовой температуре пластик не размягчается и ботинок не начинает болтаться на ноге, заставляя перещелкивать клипсы на более тугую затяжку. Так, например, во время своего старта второй попытки в гиганте, в апреле, на Мастерсе в Абзаково (уже при плюсе), я не почувствовал особой разницы с первой попыткой, которая была еще при минусе.

Обязательно рекомендую на эти ботинки ставить накладки 5-6 мм (и потом, конечно, фрезеровать ранты). Рычаг становится больше, лыжи - послушнее.

Привыкал к новым ботинкам 3 дня. Потом уже частенько забывал их расстегивать внизу у подъемника. С другими моими 150-ми такого не было: всегда они звали открыть клипсы внизу, дать крови нормально вернуться в свое русло после спуска.

В RACING прокат RSЧ (он у нас находится на базе гостиницы «33 Медведя» в Абзаково) кроме лыж спортцеха (слалома и гиганта), в порядке эксперимента взяли также и несколько пар этих ботинок – Raptor RS 140. Подобрали несколько размеров, чтобы люди, приходящие в школу со своими туристическими ботинками, имели возможность попробовать нормальные более жесткие ботинки с правильной геометрией, чтобы лучше чувствовали лыжи и кант в процессе занятий в школе.

Что интересно: опыт показал, что всего получаса хватает для бутфитинга, чтобы с помощью фена посадить на среднестатистическую ногу (это без особо выдающихся шишек или страшно высоких подъемов) этот ботинок.

То, что ботинок по своей посадке, жесткости, управляемости лыжей, понравился ветеранам и экспертам - для меня не было открытием. Но он понравился и новичкам. Опыт занятий показывает, что начинающие прогрессируют гораздо быстрее в таких комфортных, но более жестких ботинках с правильной центровкой.

На занятия по Первой Ступени RSЧ к нам приходят разные люди.

И иногда проще новичку сразу правильно поставить руки/ноги, движения, чем переделывать неправильно закатанные за годы ошибки у горнолыжника со стажем.

Обычная практика говорит – начинающим надо вначале брать мягкие ботинки – до 100.

Но, если занимающегося сразу правильно ставить с первого занятия, тогда другое дело. Если сразу объяснять и показывать, что не надо виснуть на языках ботинка и расслаблять пятку, но нужно стоять на всей ступне и давить в лыжу через тазобедренный сустав.

Что нужно контролировать лыжу по всей длине во всех фазах поворота – это ключ быстрого и безопасного (и спортивного тоже) катания. Вопрос не в быстрейшей постановке лыжи сразу на кант, а в умении научиться сначала рулению и проскальзыванию без использования кантов. И тогда прогресс в обучении в более жестких ботинках, с большей точностью и лучшей энергопередачей идет сразу семимильными шагами.

Мои выводы после теста таковы: Raptor 140 RS при посадке на ноге нагреванием дает ноге комфорт мягкого ботинка, и, в то же время, его пластик (с прикрученным сообразно ТТХ лыжника и его задачам количеством болтов сзади в манжету) задает жесткость и управляемость, которая нужна человеку, желающему прогрессировать в технике, скорости и безопасности катания – от новичка до спортсмена.

Глеб Чистяков