« Назад

История жизни: интервью с райдером HEAD Иваном Малаховым

29 января, 2015

В нашей стране очень непросто стать профессиональным лыжником, быть замеченным спонсором, иметь возможность выступать на европейских соревнованиях. Все это большая работа, трудолюбие и преданность любимому делу. Ваня Малахов давно известен в лыжных кругах. За Ваней закрепилось прозвище «Mad», что означает безумный. Каждому прорайдеру необходимо быть в меру безумным и в меру рискованным, ведь без этого достичь цели очень сложно. Но стоит только захотеть и упорно двигаться вперед, добиться можно многого.

Привет, расскажи историю смоленского лыжника, как зацепил тебя этот спорт и что служило толчком к развитию многие годы?

В моем детстве лыжи были очень популярны, в парке «Реадовка», где я начинал, катались сотни и даже тысячи людей, горки были усыпаны обломками беговых лыж. Я съезжал с самых крутых горок, прыгал с трамплинов и обгонял редких чуваков на горных лыжах. О горных лыжах не знал практически ничего, но уже тогда пытался прыгать небольшие дропы и хорошо развил баланс, мой рекорд по прыжкам с трамплинов был 11.5 метров, и вот в ноябре-декабре 1995 года я сломал 7 лыж-три с половиной пары. Не потому что падал, просто они уже не выдерживали нагрузки, поэтому основная причина по которой я встал на горные лыжи: они железные и не ломаются. Это были польские рыси 195 и 200 см ростовки, что казалось мне абсолютно естественным на тот момент, ботинки кожаные, ну и все в таком стиле. На второй день катания побил свой рекорд и прыгнул уже 13 метров. Дальше постепенно вливался в Смоленскую горнолыжную тусовку. Оказалось, что все это время у нас был горнолыжный спуск с бугельным подъемником, о существовании которого я не знал.

Лыжи - это полет и свобода; это самый скоростной вид спорта - рекорд мира 250 км/ч, больше скорости, свободного падения. Прыгают на них дальше 200 метров, больше чем на мотоцикле. Лыжи дают уникальную возможность для передвижения и изучения гор, разумеется у них гигантское физическое преимущество перед сноубордом, как у спортивного снаряда. Если говорить обо мне, то первые годы я просто катался каждый день, что было естественно. Обкатал все местные овраги и только потом, когда увлекся фристайлом, пришло желание соревноваться и как-то проявить себя.

Почему ты стал активно заниматься фрирайдом, а ньюскул ушел на второй план?

Всегда больше любил кататься именно вниз с горы, а в ньюскуле было легче развиваться в Смоленске, необходимую для этого базу я с друзьям создал. Фристайлеров у нас было всего двое на тот момент - Алексей Греков и Иван Олейников, летом 2003 построили грамотный деревянный трамплин, который позволял тренироваться с минимальным количеством снега, естественно не пушек не ратраков у нас не было, идею взял из фильма Уорена Миллера на кассете VHS, там чуваки делали трамплин и приземление у себя на ферме из тюков сена! Углы приземления и прочее высчитывал самостоятельно на салфетке, рисовал чертежи. Организовал тренировки на батуте, в результате в определенный момент был стремительный прогресс: 360 не в свою сторону, 900, 1080, свич 5 и бэкфлип научился делать за один сезон в 2004 году. Никакой надежды ни на кого у меня не было, я знал что если сам не построю себе «парк» никто его мне не сделает, поэтому всегда забавляли разговоры об отсутствии парков в разных городах России) Осенью 2004 получил первое спонсорство, появилась возможность кататься в больших горах, после чего ньюскул по этим естественным причинам ушел в сторону.

Расскажи про свой соревновательный опыт, как ты стремился попасть на подиум?

В 2013 году когда начал активно соревноваться, удалось занять целую серию подиумов в FWQ2*, меня сразу стали брать на контесты с высшим рейтингом 4*, для многих это непреодолимая проблема, я же набрал необходимый рейтинг за пару дней. Разумеется, к этому моменту был приличный опыт участия в других стартах, в частности в кубке России по фрирайду, в общем зачете 4 место в 2005 году и 2 место в 2006. Но дальше пошло трудно, в FWQ4* никак не удавалось занять призовое место, а только первые места дают шанс на выход в FWT, так как в зачет идут три лучших результата. В Ля Клюза 9-ый, в Энгадине 12-ый с отличными проездами по сложными линиям, после этого решил делать трюки, но в Хохфюгене упал с огромного бэкфлипа, в Андорре мой заезд попал в облако, просто не видел склон, после этого мы сделали тактическую ошибку и вместо соревнований поехали в бесснежную Поляну. В конце сезона соревы в Румынии стали “пиком” этого безумства, чисто уехав большой бэкфлип со скалы, решил под влиянием других проездов сделать второй, не расчитал скорость и снова перекрутил, то есть явно делал что-то не так. Все лето размышлял над тактикой следующего сезона и до последнего не мог определиться. Буквально перед стартом первого контеста в Вербье решил ехать без трюков, но с хорошими прыжками и большой скоростью, тут же занял 2 место, то есть тактика работала и на самом деле она заключалась в том, чтобы быть самим собой, не стоит пытаться быть тем, кем ты не являешься. Есть лыжники, которые не могут по-другому, они могут выиграть только сделав трюк, я же благодаря своему опыту выбираю оригинальную линию спуска и имею возможность ее уверенно проехать. Дальше подиумы посыпались буквально каждые выходные: Вербье, Энгадин, Аксамер, Андорра, вышел на первое место в FWQ и немного расслабился, но сезон еще не закончился в Хохфюгене и Ненде на важных 4* вышли осечки, старт одним из последних в плохую видимость, соперники приблизились и даже обогнали или догнали по баллам, а мы улетели в США. На последнем FWQ4* в Австрии никто из них не смог занять нужного места, но оказалось, что Ред Булловский райдер - Фабиан Ленч, которого даже не принимал в расчет, выиграл и обогнал меня в рейтинге. 2 места ему бы не хватило, он это знал и проехал «как в последний раз». Видео его проезда собрало несколько сотен тысяч просмотров.

В этот момент я ковал свое счастье в США, выиграл финал Subaru Freeride Series в Колорадо, но очки в США плюсуются с полуфиналом. 1 и 7 места хватило на 3 в итоге. Короче, борьба была очень плотной и все должно было решиться на финальном этапе SFR в Монтане. Там я снова выиграл полуфинал, но судьи были другие и поставили только на 3 место. Этого самого 3 места и даже 4-го вполне хватало для моего рейтинга, но в финале я был очень зол и хотел выиграть, дальше все видели видео. Чересчур рискованный прыжок и падение. В FWQ4* вполне приличные призы, 1500 евро за первое место, поэтому, конечно, каждый раз стремишься к максимальному результату.

Насыщенный  и удачный сезон выдался. Ты прошел в основной тур из квалификационной серии Freeride World Qualifier. Это везение или упорная работа?

Разумеется, работа. Мы организовали все так, чтобы принять участие в максимальном количестве ивентов. Для этого даже поехали в США. Часто была дикая логистика, например: вечером награждение в Энгадине (Швейцария), а утром обязательная регистрация в Хохфюгене (Австрия), парковали машину на месяц в аэропорту Амстердама. Ночевали либо в палатке либо в машине, вот такие вот приключения.  Не уверен, что вы назовете романтикой еженедельные переезды и соревнования, это не то же самое, что катание в свое удовольствие.

С кем из своих соперников ты уже знаком и кто будет главным конкурентом на соревнованиях?

Со всеми кто пришел из FWQ 2013 и 2014, например чемпион мира Луи-Коломб-Паттон из Ля Клюза, Шамоньяр Лео Слемет, который приезжал на байкал в ноябре, Джордан Брешу из Шамони, австриец Фабиан Ленч, немец Феликс Вимерс, аргентинец Хуан Бергада, из тех кто уже участвует удалось познакомится с Самюэлем Альтаматтеном, он живет в Церматте и катается летом в том же парке что и я. Выстрелить может любой, сейчас трудно сказать, но есть люди кто всегда выступает “ровно и крепко”, это прежде всего швед Рене Баркеред, швейцарец Джереми Хайц и другие.

Если сложится так и ты станешь чемпионом соревнований FWT, что ты сделаешь в первую очередь?

Куплю родстер. У меня трезвые планы. Поклялся себе не дожидаться старости, чтобы сделать это. Как принято в Европе - на спорткарах ездят обеспеченные дедушки и бабушки.

Каким ты видишь современный фрирайд, и кто твои герои?

Фрирайд становится очень популярным, это точно. В наше время вне трасс катаются сотни тысяч людей, иногда это становится проблемой. На популярных курортах вроде Шамони застать не раскатанную целину проблема. В России то же самое, в Красной поляне или Шерегеше все доступные склоны мгновенно, в течении нескольких часов выкатывают в бугры. Если говорить о соревнованиях, растет конкуренция, в системе Freeride World Qualifier около 40 контестов объединены в единый рейтинг, в них участвует около 700 лыжников. Выделиться очень трудно, это может сделать только выдающийся райдер, который к тому же грамотно выстроит свою стратегию и использует сильные стороны. В целом система работает не плохо, хотя мы сталкивались и с негативными нюансами правил. Правила судейства шлифуются каждый год и по правде говоря не удивлюсь, если фрирайд станет олимпийским видом спорта, препятствий для этого не вижу, спорт не более субъективный чем могул или слоупстайл. Герои те же что и у вас, это люди максимально повлиявшие на лыжную культуру, прежде всего Кандид Тове и Таннер Холл, каждый из них раздвинул границы возможного и может являться примером во всех смыслах.

Что такое быть прорайдером? Многие наши райдеры не понимают значения этого слова, для многих из них - это просто классно и беззаботно проводить время, что скажешь на это?

Думаю что за последние годы таких уже не осталось. Всех неудачников выгнали спонсоры, особенно поредели ряды про сноубордистов, которых раньше было в стране под сто человек. Лыжники, которые хоть что-то делали катаются до сих пор, все равно практически любой райдер в России может рассчитывать на бесплатный стаф, требования минимальные.

Как мне кажется, самые активные прорайдеры в России, например, Анна Орлова перебивает по медиа результатам всех сноубордисток в Европе, а средний Европейский прорайдер делает не больше чем такой же в России. Очевидные для прорайдера вещи думаю не нужно говорить: организовывать поездки, видео и фотосъемки, выпускать ролики, писать статьи, блоги, посты, быть адекватным, не пить и не курить, вести свои страницы в соц.сетях - это конечно очевидные вещи, но именно это для кого-то становится непреодолимой преградой.

Многим интересно как можно прожить только на бюджет компании и изредка зарабатывая на призовых? Как тебе удается выживать, или не все так плохо?

Сначала, в первые три сезона делал ровно четыре выезда в горы и возвращался в Смоленск. Нужно было найти бюджет на эти четыре поездки на Кавказ, они были всегда на поезде и общественном транспорте и стоили не слишком много. Потом с ростом желания кататься, был большой опыт ски-бама (лыжный бомж), жил на полу в спальнике в Красной поляне, катался вообще без ски-пасса и научился жить с бытовыми трудностями, но постепенно появились сильные спонсоры, компания Спортмастер с ТМ Columbia, чуть позже компания Гирвас с лыжами Head, шлемы и маски Giro, удалось создать пул сильных спонсоров, после этого начался сильный прогресс в катании, его качестве и количестве.

 Во время организации горнолыжных фестивалей и съемок фильмов, приобрел опыт сотрудничества с курортами. А благодаря увлечению маунтинбайком, купил машину, после чего, появилась возможность объехать всю Европу и начать активно соревноваться. Перевозка велосипеда в самолете стоит очень дорого, как и трансфер с ним. Сейчас не понимаю, как можно было обходиться без машины. Если все правильно организовать, катание не стоит слишком много денег, чем дольше срок поездки, тем дешевле. Если вы хотите научиться хорошо кататься, вам нужно провести сезон на одном курорте, например: Шерегеш или Поляна, снимать квартиру на длительный срок и кататься по сезонному скипассу. Сейчас благодаря моим результатам, и росту известности, приходят новые спонсоры, например, страховая компания Важно, это позволяет немного отыграть новый курс евро.

Расскажи про ваше путешествие в Северную Америку.  Вы путешествовали на машине, с какими трудностями столкнулись, и что впечатлило больше всего?

Да, не все знают, но в марте-апреле 2014 мы впервые отправились в Америку и сразу на 5 недель-35 дней, у нас был план, взять тачку на месяц, сэкономить на перелетах и оплате багажа. Рассчитывали уложиться примерно в 1000$, но получилось намного дороже, различные таксы и страховки американцы не включают в стоимость аренды, сама по себе стоимость аренды - это только треть цены. Выбрали самую дешевую контору «Доллар». Приключения начались уже во время прилета в Чикаго из Амстердама, так было дешевле и по пути на следующие соревнования в Норвегии.

Так вот, машина, Форд Фокус ил «симуляр», т.е аналогичная, но нам под видом фокуса на полном серьезе предлагали взять Дэу Матиз, якобы других машин на площадке нет. Не айс для такого трипа. В итоге после разборок и хождения в поисках машины по площадке все-таки добился своего и получил черный Фокус с автоматом. С ручной коробкой машин в прокате, разумеется, нет.

Дальше поехали в Колорадо, это 3000 км, почти через полстраны. Штаты Илиннойс, Айова, Небраска, Коларадо. Огромные пространства, хайвеи и все, конечно, в диковинку. В Макдоналдсе бесплатный кофе (по акции утром) и гамбургеры за 1$, мотель стоит от 20$ ночь. Побывали на западном побережье: Лос-Анджелес, Сан-Франциско, разумеется, заехал в Санта-Барбару и Беверли Хилз, сходили в Юниверсал и Диснейлэнд. Серфинг в Оушенсайд, гран при Лонг Бич в автогонках индикар, Лас-Вегас, большой каньон, штаты: Калифорния, Юта, Невада, Монтана, Айдахо, Аризона, Техас, Нью-Мексико, Оклахома, Миссури, зацепили Вайоминг и Канзас, проехали вдоль границы с Мексикой, всего 12000 км по Америке.

Там есть красивые места, но в целом, Америка - большая выжженная пустыня или что-то вроде степи. Люди живут в городах-оазисах. Кстати, все они очень милые и простые, никто не желал нам зла, поэтому не понимаю, каким таким западом «который хочет нас поработить» пугают по телевизору, ведь в Европе все люди которых встречал, тоже хорошие и добрые.

Ты побывал на многих Европейских курортах, какие из них ты бы выделил в особенности и почему?

Да, удалось покататься на нескольких десятках курортов примерно в десяти странах. В целом работает правило «везде хорошо где есть снег», а вот дальше есть нюансы. В принципе, в Альпах, страны сильно отличаются менталитетом, например, Италия и Франция ближе к россиянам, это можно понять даже из нынешней и прошлой дружбы между странами, а Швейцария и Австрия дальше.

Последние два года мы проводим в долине Аосты, это автономный регион Италии, маленькая горная долина, которая с одной стороны граничит со Швейцарией вдоль «четырехтысячников» горной цепи Монте Роза, а с другой стороны с Францией. Долина упирается в Монте Бьянко - Монблан наполовину итальянская гора, там находится известный курорт Курмайор, обычно очень снежный. Там проводим зимний сезон, в прошлом году изучил все его снежные места, особенно лесное катание «по подушкам». В начале этого сезона снега в Курмайоре аномально мало, но все равно удается совершать спуски с перепадом 1200 метров. Например, вчера, проехал отличный лесной кулуар с полметром пухляка.

Рядом находится Пунта Хелброннер, подъемник на 3400 в массиве Монблана с возможностью высокогорного катания по ледникам, это место привлекает много опытных райдеров. В 18 км по серпантину в соседней долине «семейный» курорт Ля Туиль, на перевале малый Сен-Бернар во Францию. Там очень мало фрирайдеров, есть отличное лесное катание и широкие возможности для ски-тура, итого находясь в Курмайоре, у вас самые широкие возможности.

 Кстати, в Ля Туиле и Курмайоре есть маленькие сноупарки с быстрыми бугелями. Но и это не все, в 35 км от Курмайора находится курорт Пила, там то же мало фрирайдеров и есть большой сноупарк с длинной про-линией. Есть еще две более удаленных долины, где находится курорт Червиния и Грессоней (Монте Роза Ски). В Червинии проводим летний сезон, на леднике большой сноупарк и широкие возможности для катания, два лета подряд попадаем в паудер, например в июле 2013 удалось скатиться с 3900, это самый высокий подъемник в Европе, на 2550. Грессоней- это такое культовое фрирайдовое место, узкая глубокая долина упирающаяся в массив Монте Розы с большими возможностями для катания с высоты 3275. Плюс в долине Аосты много маленьких «домашних» курортов, которые очень популярны у Европейцев, в Россию эта культура еще не пришла, принято ехать на курорт где есть 200 или 400 км трасс, но зачем? Все склоны за неделю все равно не обкатать, а для семейного отдыха достаточно нескольких трасс, например только в долине Червинии два таких курорта: Шамуа (Chamois) и Торньон (Torgnon). В целом могу рассказывать об этом часами! Нужно еще выделить культуру и особенно местные продукты долины Аосты, например: вино, сыры или ветчина, которые делают только там, в этих же горах где вы будете кататься. Летом в Червинии, Ля Туиле и Пиле есть байкпарки, в Пиле он с почти рекордным перепадом в 2200 метров. Огромные возможности для трекинга и альпинизма, которые можно совместить с лыжами и велосипедом одновременно, как я и поступаю.

Летом ты заменяешь лыжи на байк, может ли спортсмен быть успешным в двух дисциплинах?

Может. Я выиграл чемпионат России 2011 по даунхиллу в категории «мастера», в абсолюте - это было кажется 9 место, занял 2 место в общем зачете кубка Европы 2013 по эндуро «Maxiavalanche Europe cup», в категории мастера, в абсолюте 15 место. Но быть прорайдером и там и там оказалось сложно, велосипед стоит в среднем 5т евро, спонсора который его предоставит найти сложно, а тем более покроет расходы на тренировки и гонки, так что конечно много катаюсь на велосипеде, но гоняюсь и рассказываю об этом, скажем так, пропорционально вложенным в меня средствам.

У тебя не было желания сменить прорайдерскую деятельность, допустим на предпринимательскую?

Нет, меня все устраивает и вообще-то звезды горнолыжного спорта неплохо зарабатывают, главное двигаться в правильном направлении.

Недавно ты заключил европейский контракт с брендом Head, что он тебе дает в плане развития?

Преимущества очевидные, больше снаряжения и меньше необходимость его беречь, а небольшой бюджет в евро позволяет немного обезопасить себя для пребывания в Европе, ведь все основные старты и траты проходят там. Теснее связь с брендом, в перспективе - это даст разные новые возможности.

Расскажи о своем нынешнем пристанище. Где ты чувствуешь себя как дома? Почему выбор пал именно на это место.

Нынешнее пристанище в Курмайоре трехкомнатный апартамент в каменном доме, которому двести, а может и больше лет. Отличное место, но к сожалению, Россия не в Евросоюзе, поэтому находиться там мы можем только по срокам Шенгенской визы. Привык путешествовать и спокойно меняю места, например в ноябре-декабре провел полтора месяца в Шерегеше, это классное место, вероятно лучшее в мире для катания в это время.

Что случилось с ActionBrothers и почему вы перестали снимать лыжное кино?

Во многом по экономическим причинам, не секрет, что занимались мы этим на энтузиазме и когда Коля женился и завел семью с дочкой, стало понятно что на это прожить невозможно. Плюс с моей стороны результат не соответствовал ожиданиям, материал снимали неплохой, но итоговые фильмы получались хуже ожиданий, так вышло, потому что в коллективе не было творческой личности. Тем не менее, Action Brothers дали огромный толчок всему российскому лыжному коммьюнити, свои фильмы начали снимать LSM, Гриша Фузеев, ребята из Красноярска, Кировска и другие. Сейчас Коля в основном занимается коммерческими съёмками - для худ. фильмов, рекламные ролики, в том числе с гексакоптера, а так же открыл пару филиалов "видеослужбы" в Красной Поляне.

У тебя есть какой-то особый вид тренировок перед катанием, какую разминку ты делаешь?

Нет, я никогда не делаю разминку или зарядку.

Сейчас многие лыжники открывают свои лыжные школы, может мы услышим когда-нибудь «Школа фрирайда Ивана Малахова»?

Такое, конечно, возможно. Накоплен уникальный опыт пребывания в горах и разных экстремальных ситуациях, соревновательный опыт, психологическая подготовка, в частности борьба со стрессом, я поднимался на Монблан, спускался на лыжах с вершины Эльбруса, излазил с велосипедом все Альпы, досконально знаю многие курорты и целые регионы в Европе и России, например, долину Аосты в Италии, прошлым летом прошел через пару перевалов и спустился на велосипеде из Червинии в Аосту, это 50-70 км. Собственно и сейчас любой может обратиться ко мне за советом или обучением, сопровождением в горах или например на хели-ски, просто пока это не является основным занятием.

Как ты встретил Новый Год и какие планы в наступившем году и сезоне?

Новый год встретил в Черногории, катался на новом карбоновом велосипеде Rocky Mountain Altitude 750 в районе Которского залива. Заехал своим ходом на высоту один километр на горе Ловчен, со спуском в городок Котор. Затем в горах выпал снег и мы три дня катались на курорте Колашин. Было много снега, настоящий пухляк и полное отсутствие других фрирайдеров на склоне. 31 декабря после катания вернулись на побережье Адриатического моря в городок Херцог-Нови, там и встретил новый год, что бы уже 2-го января уехать в долину Аосты. Планы обычные: добиваться максимально возможного результата в соревнованиях, быть счастливым, кататься и прогрессировать - на протяжении всей моей профессиональной карьеры, а это уже десять лет, каждый год улучшаю свое катание, становлюсь сильней как лыжник.

Добавляйтесь в друзья:

http://vania-mad.livejournal.com 

http://instagram.com/vaniamad

https://www.facebook.com/vaniamad

https://vk.com/vaniamad

Фото: Андрей Британишский (Armada, Dragon)

Интервью: Даша Макарова (Дашутка)

Источник