«Король Китцбюэля» Worldcup Rebel Дидье Кюш : «Я подумал: как тут выжить?»
Никто не выигрывал на пресловутом "Штрайфе" больше, чем швейцарец из команды HEAD Дидье Кюш. За свою карьеру он пять раз забирал "Золотую серну" за победу в скоростном спуске и один раз выиграл супергигант в Китцбюэле. Китцбюэль также был местом, где Кюш выиграл первую гонку Кубка мира в 1998 году и объявил о завершении своей карьеры в 2012 году.
«Все, что происходило в Китцбюэле в моей карьере, всегда делало его еще более особенным», — говорит Кюш о своих особых отношениях с самой сложной трассой Кубка мира.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент интервью легендарного 49-летнего "бунтаря" Кубка мира австрийскому порталу LAOLA1.
Вы были на гонках в Адельбодене и Венгене, а теперь еще и в Китцбюэле. Очевидно, горные лыжи занимает важное место в Вашей жизни.
Если я могу, то стараюсь быть на гонках. Большую часть времени я работаю на спонсоров и сопровождаю гостей. Когда меня нет на гонке, я всегда очень внимательно смотрю соревнования по телевизору.
После трех серьезных травм в Венгене сейчас обсуждается оптимизация календаря и вопрос о том, не слишком ли много – три скоростных гонки за один уикэнд. Каково Ваше мнение?
Это сложная тема. Я вообще придерживаюсь мнения, что переносить гонки – это хорошо. Потому что есть много спортсменов, которые соревнуются только в одной-двух дисциплинах, и они страдают, когда гонки отменяются без замены. Но, возможно, было не лучшей идеей переносить гонку в Венген. На "Лауберхорне" достаточно двух гонок. В любом случае, я думаю, что в Венгене и Китцбюэле, на этих легендарных соревнованиях, должен быть только один скоростной спуск за сезон. Однако я понимаю проблему и то, что с экологической точки зрения имеет смысл добавлять гонки туда, где уже есть подходящие условия.
Вы упомянули о "легендарном Китцбюэле". Вы отпраздновали свою первую победу в Кубке мира в Китцбюэле, являетесь рекордсменом с пятью победами в скоростном спуске, а также объявили здесь о завершении карьеры. Почему Китцбюэль для Вас – такое особенное место?
Я всегда чувствовал себя комфортно на австрийской земле – за исключением Пачеркофеля, где доминировали австрийцы. Это всегда была «дежурная шутка», когда австрийцы были очень сильны и их было много в первой десятке. В таком случае мы всегда говорили: «Теперь у нас есть еще один Пачеркофель» (смеется). В супергиганте в декабре 1998 года на курорте рядом с Инсбруком австрийцы заняли с первого по девятое места – прим. ред. Но я всегда чувствовал, что болельщики в Австрии очень хорошо меня принимали. Это, конечно, также способствовало моему успеху. Все, что происходило в моей карьере в Китцбюэле, делало это место еще более особенным.
Были ли у вас менее приятные впечатления от гонок в Китцбюэле?
Нет, к счастью, нет. Я ни разу не падал здесь, только дважды пытался это сделать. Возможно, это одна из причин, почему я добился здесь такого успеха. В Китцбюэле есть два предела, которые нельзя превышать: собственные возможности и лимит скорости на трассе. Я не заметил этого, когда впервые выиграл в 1998 году, но в последующие годы я шаг за шагом находил предел "Штрайфа", но так и не перешел эту границу. Это, безусловно, и был рецепт успеха. Вы стоите на старте и знаете, что вам нужно использовать свои лучшие навыки. В Китцбюэле мне почти всегда это удавалось. Конечно, я пробовал это на других гонках, но нигде больше это не работало так, как в Китцбюэле.
Какие у Вас воспоминания о первом выходе на "Штрайф"?
Я помню это так, как будто это было вчера. До моей первой победы оставалось еще два года. На самой первой тренировке у меня было далекий стартовый номер – около 40-го, и четверо из первых пяти спортсменов упали и были увезены в больницу на вертолете. Я подумал: как мне тут выжить, когда лучшие в мире падают? Я был очень близок к тому, чтобы сдаться и сказать, что это не для меня. Но потом я все равно стартовал. Я финишировал с отставанием в восемь с половиной секунд, потому что, как и еще один Worldcup Rebel Боде Миллер, проехал по сеткам, но после финиша вскинул руки вверх, как победитель. Конечно, остальные спортсмены на финише смеялись до упаду. Но это был мой первый и возможно, даже самый главный успех в Китцбюэле — я выжил.
Всего в Китцбюэле вы побеждали шесть раз. Где находятся ваши призы, "Золотые серны"?
Одна стоит на витрине с моими самыми большими трофеями в ресторане моих родителей. Местные жители уже их много раз видели, но всегда находятся люди, которым это интересно. Остальные серны – у меня дома.
Если посмотреть на все ваши успехи, какой из них был самым важным в вашей карьере?
Сложно сказать. В первом же сезоне в команде HEAD я впервые выиграл Кубок мира в скоростном спуске, и это было потрясающее ощущение. В сезоне 2008/09 я выиграл "Глобус" в гигантском слаломе, в возрасте 35 лет опередив Бенни Райха. Это был не главное, но самое удивительное мое достижение (тогда Дидье опередил Райха на 12 очков). Мне было 24 года, когда я впервые выиграл в Китце, после чего в общей сложности пять раз побеждал здесь в скоростном спуске и супергиганте, один раз успустив победу, проиграв 14 сотых и еще один раз мне не хватило пяти сотых. Лишь в 2008 году, в возрасте 34 лет, я смог победить на этой трассе спустя 10 лет после первой победы. Пожалуй, это было мои высшим достижением в то время. В 2011 году я выиграл с преимуществом почти на секунду, и это был мое самое идеальное выступление на "Штрайфе". В 2012 году была моя последняя победа в Китцбюэле после того, как двумя днями ранее я объявил о завершении карьеры – это была безумная история.
Фото: hahnenkamm.com; HEAD; Алина Трофимова
Перевод: Алина Трофимова