История Говарда Хеда, совершившего переворот в горнолыжной индустрии 20 века
Это история Говарда Хеда — плохого писателя и легендарного инженера, совершившего переворот в горнолыжной индустрии 20 века. Говард Хэд — один из тех людей, кто ногой открывает двери в неизведанные миры и, не вдаваясь в подробности устройства этих миров, принимается их усовершенствовать, ориентируясь на собственное понимание вещей и чутье. Как ни странно, именно наплевательское отношение к традициям, мнению экспертов, критиков и спортсменов привело к революции в двух кардинально разных видах спорта.
Не редки ситуации, когда свежий взгляд человека извне в корне меняет историю целой индустрии. Говард Хед абсолютно не умел кататься на лыжах и первая попытка инженера выйти на снег обернулась провалом. Но именно это и заставило его изобрести свои собственные лыжи, конструкция которых ведет свой путь от середины 20 века до наших дней. О том, почему современный горнолыжный спорт обязан игре в покер и авиастроению, узнаете в материале.
Говард Хед, Инженер.
«Изобретать лыжи и ракетку я стал вовсе не ради денег, я хотел, чтобы они помогли мне. Я способен изобретать тогда, когда мне это действительно нужно. Усилием воли необходимость превращается в достижение».
Изучение биографии этого удивительного человека следует начинать практически с самого начала, с поступления в колледж. Сын дантиста решил не идти по стопам отца и, глядя на сестру, достаточно известную писательницу, поступил на литературный факультет Гарварда. Не смотря на нехарактерную для юношей прилежность и любовь к литературе, все попытки Говарда писать приводили в ужас его преподавателей и знакомых. Дошло дело до того, что уже в конце первого курса Хеду предложили избавить мир от его будущих литературных творений и покинуть ВУЗ. В итоге, непризнанный писатель каким-то чудом был переведен на инженерный факультет, который, без особого энтузиазма, но с отличием окончил в 1936 году.
По прежнему, считая себя непризнанным литературным гением, пару лет Хэд пытается работать журналистом, однако работодатели единогласно не признают молодой «талант». Вторая мировая война настигла Говарда на авиазаводе Glenn L. Martin, где обычный клепальщик довольно быстро прогрессировал по карьерной лестнице. Попав в инженерный отдел, Хед принимает участие в разработке конструкции двухмоторного бомбардировщика B-26. И хоть душа молодого инженера требовала работы над созданием бестселлеров, без особого энтузиазма Хед продолжал делать успехи в создании машины для убийств. Именно на авиазаводе будущий «революционер в мире спортивного инвентаря» познакомился с технологиями, которые позже найдут место в его изобретениях.
Фото: head.com
История будущего переворота в лыжестроении началась на одном из склонов Стоу-Маунтин в штате Вермонт. В своем отвратительном катании 32-летний инженер начал винить двухметровые неповоротливые деревянные лыжи, а не себя, и в итоге оказался прав. Вернувшись на завод Хэд уже знал, куда потратит колоссальные для 1947 года 6 тысяч долларов, выигранные в покер. Вместе с тремя механиками с завода, в свободное от работы время, Хед приступает к разработке собственной конструкции горных лыж. По задумке инженера, будущие лыжи должны были быть собраны в виде «сэндвича» из двух слоев алюминия и пластиковых сот между ними. Первые 6 пар, выполненные вручную увезли тестировать туда, где вся эта история однажды началась, но все все прототипы буквально рассыпались под испытателями. Позже соты в сердцевине были заменены на деревянные, а на нижний слой Хед наклеил фенольный пластик. Новый «скользяк» отлично себя вел на любых типах снега и его можно было покрывать воском. Еще одной немаловажной деталью стал кант из высокоуглеродистой стали, позволяющий лыжникам намного уверенней чувствовать себя на повороте.
«Если бы я знал, что нам потребуется четыре года и больше сорока прототипов, я бы сразу бросил это дело. Но, к счастью, мы каждый раз думали, что следующий вариант будет удачным»
Фото: head.com
С 1950 года первые партии моделей «Стандарт» отправляются в несколько горнолыжных магазинов, а также путешествуют вместе с Хедом по горнолыжным курортам. Не смотря на цену 85$, которая была вдвое выше чем у деревянных, алюминиевый сэндвич начал набирать популярность. По одной из версий, именно лыжи HEAD послужили причиной массового прихода на склоны женщин. Однако, контора Говарда Хэда по прежнему работала себе в убыток, а рабочие вот уже полтора года не получали зарплату. Лишь к сезону 1953 года удалось выпустить 1100 пар лыж и получить первую прибыль. Хэд и не думал останавливаться на достигнутом, и принялся к новым разработкам, на этот раз уже специализированных лыж для новичков, лыж для слалома и снярядов для глубокого снега. Для того, чтобы завоевать профессиональный мир, Говард добавляет в классическую модель вставку из неопрена, позволяющую гасить вибрации на буграх. В 1961 году Хед представил миру спортивную модель Competition, на которой стали появляться на свет новые чемпионы, в том числе олимпийские.
Фото: head.com
К середине 60-х, компания Говарда Хеда являлась мировым лидером по производству лыж. В 1966 году на фабрике Head Ski трудилось уже 500 сотрудников, которые производили 300 тысяч пар лыж в год, а годовая прибыль компании составляла $25 млн. Совершив революцию в горнолыжной индустрии и сделав свою компанию абсолютным лидером, главный двигатель Head Ski, старина Говард с руководящего поста перешел в совет директоров, а в 1969 году продал компанию и отправился на заслуженный отдых. На пенсии Хед познакомился с теннисом и, недовольный ракетками, в очередной раз совершил целый переворот в индустрии с вековыми традициями. Говард не только привнес в производство алюминий и графит, но и замахнулся на святая святых — форму ракетки, доказав что именно его увеличенная модель делает удары на 20% эффективнее. Прочим гигантам индустрии, критикам и спортсменам пришлось лишь развести руками, и принять новые правила от безумного, и чертовски талантливого, инженера, спустившегося к ним с гор. Наведя порядок и в этом спорте, мистер Хед продал свою вторую компанию и окончательно занялся личной жизнью и отдыхом. В 1991 году, в возрасте 77 лет Говард Хед ушел из жизни, оставив после себя гигантское наследие.
Фото: head.com
Разумеется, на новшествах, введенным Говардом Хедом в середине прошлого века, инновации HEAD не остановились. Несколько лет назад иженеры компании внедрили «умную» технологию лыж на основе пьезоволокон, которая, в зависимости от качества склона и скорости райдера, сама корректирует поведение лыж. Также, в спортивных моделях HEAD установлена система рекуперации кинетической энергии KERS — на подобие той, что используют в Формуле–1. Система сначала накапливает, а потом резко отдает энергию, ускоряя объект — давая лыжам резкий дополнительный отскок при перекантовке. Также, с прошлого года в лыжах HEAD применяют ультра современный материал — графен, который легче пуха и в 300 раз прочнее стали.
Фото: head.com
О том, что продукт, созданный Хэдом, однажды произвел революцию, никто не сможет спорить, но одно дело изменить направление, и совсем другое — оставаться после этого «в топе». Даже после ухода мистера Хеда, его детище продолжило процветать, набирая с каждым годом все новые обороты. Сегодня на лыжах HEAD бороздят склоны одни из самых известных горнолыжников мира. Например, на последней Олимпиаде в Сочи, HEAD завоевал в общем медальном зачете 11 медалей из 31.