Мне нравится однажды услышанное определение эксперта: «Уровень катания, позволяющий пройти квалификацию в FWQ* (Freeride World Qualifer, одна звезда – низшие международные соревнования по фрирайду), или набирающий очки в соревнованиях «Alpine Masters» (категория соревнований FIS по горнолыжному спорту для любителей горнолыжного спорта и бывших спортсменов-горнолыжников), или действующие спортсмены, участвующие в официальных
соревнованиях ФГССР. Есть и самородки-локалы, которые проводят в горах всё катальное время, живут там, некоторые гиды, инструктора.
Все остальные «эксперты» могут сколько угодно мнить себя терминаторами.
Руководствуясь этими «понятиями», я не претендую больше, чем на уровень среднего катальщика, хотя последние 10 лет провожу в горах 50-90 катальных дней в сезоне. Со мной каталось множество участников SKI.RU – они не дадут мне соврать.
Рост 172, вес 75 кг, 58 лет, мальчик. Люблю длинные ростовки, «рельсы» и радиус от 15 метров до бесконечности. Любимых брендов нет.
1. ТРАССОВЫЕ УНИВЕРСАЛЫ
Я не зря начал с этой категории лыж – они самые продаваемые, самые популярные у любителей. Моё личное мнение не всегда совпадает с мнением производителей и других тестеров.HEAD I.SUPERSHAPE TITAN
Выбор Александра Любимова – HEAD Titan
– по мнению производителя, «Экспертные универсальные». Кстати, самые продаваемые в России из лыж HEAD.Мощнецкий трассовый универсал. Идеал для фанатов легендарного «Metron». Да, он жёсткий, но эта жёсткость «умная», не «дубовая». Однозначно, для скоростей выше средних, иначе это просто «рельса». Очень хорошо отзываются о нём крупные мужики с весом за 90 кг, им обычно все лыжи кажутся «ластами», а здесь двойной титанал им в радость. А нам, «легковесам», только «мочить», чтобы понять прелесть этих титанов.
Что касается чипа KERS, то он работает, как мне кажется. Но, опять-таки – на хороших скоростях. Хорошо прогнув лыжу в перекантовке, чувстуешь дополнительный импульс. Но мне кажется, это уступка не техничным и неопытным лыжникам. Впрочем, они, скорей всего, и не почувствуют этого дополнительного импульса.
Лыжа заточена под хорошо подготовленный склон. Что бы мне ни говорили о их «вездеходности», «кисляк» (на мягком перестают работать, теряют опору) и могул – не их стихия. Но на разбитой трассе вполне себе можно мочить.
Понравилась стабильность. Обычно лыжи с радиусом менее 15-16 метров склонны к рысканью, здесь это не критично, но с большим радиусом лыжа была бы ближе к идеалу.
«Круизность» (катание по курорту в течении всего дня, по разноцветным трассам с разным состоянием снега, термин практически никто не употребляет кроме меня) – так себе. Гонять весь день – нужно иметь хорошую «физику» (физическая подготовка выше средней). А «тупить» на них не шикарно.
Пожалуй, идеально подходят для сибирских и высокогорных курортов с жёсткими трассами и хорошо подготовленными склонами. Однако и в Красной Поляне их катают, и вполне довольны.
Пугаться слова «экспертные» не стоит – с ними комфортно и лыжнику среднего уровня.
HEAD I.SUPERSHAPE MAGNUM
Младший сын в линейке Supershape. Он подходит всем. Своего рода «тестовая лыжа». Катнув её и оценив свои ощущения, можно выбирать среди Supershape*ов свое направление – спорт, лайт, круиз, даунхил.
Она за счёт мягкости очень дружелюбная, не парит новисов.
Ей укоротили радиус по сравнению с прошлыми сезонами. Возможно, в этом был смысл, если бы лыжа была рассчитана на техничных лыжников, но так так её покупают часто начинающие и средние, то до конца её потенциал им не раскрыть. Возможно, поэтому лыжа числится в категории «Экспертный карвинг». Но у меня ощущения «экспертности» не возникло.
Очень подходит в качестве первой лыжи. Чем тратить деньги на недолыжи для начинающих, лучше сразу купить «правильную» лыжу с перспективой на 2-3-4 сезона и учиться катать правильно.
HEAD I.SUPERSHAPE RALLY
В противовес производителю я ставлю эту лыжу как более продвинутую, чем Magnum. У неё потенциал для среднего лыжника гораздо больше.
2. RACE
HEAD I.SUPERSHAPE SPEED
Лыжа для «погонять». Для любящих скорость. Несмотря на наличие заднего чипа, вяловата. Явно не хватает жесткости пятки. Но для среднего уровня, вполне достойная модель. Но я предпочитаю ближе к спорту. Например:
HEAD WORLDCUP REBELS I.GS RD
В максимальной ростовке 186 см. Имея опыт катания на слаломном спортцехе, как-то несерьёзно отнесся к первому выезду на этой лыже. После второго спуска тихонечко вернул её в локер и на следующую тренировку вышел, как на войну: в каске, шлеме, бронижилете в защите рук, ног, черепашке.
Это настоящий злобный монстр! «Споймать канта» на нём в свободном катании – раз плюнуть. Не понятно: зачем ему ещё и чип? Он и так выстреливает в перекантовке, словно из пушки. Чуть засиделся – и ты уже летишь рыбкой, и хорошо, если в сугроб.
Очень требовательны к технике. Но на предельных скоростях – адреналин закипает в крови! Я никогда в жизни не гонял на такой скорости.
Только для подготовленных склонов и пустынных трасс. 2 часа с утра по нетронутому вельвету – вполне достаточно для эйфории на весь день. Да на большее и сил не хватит.
Годится, как вторая лыжа, чисто для утреннего катания любителям даунхила.
Но предела нет, есть ещё Worldcup Rebels i.GS RD Men в ростовке 190 и 195. Но это уже для Белого Цирка.
Не пишу о слаломных моделях HEAD. Я не «технарь» и не супернакачанный атлет.
Клубная слаломка Head Worldcup Rebels i.SL
ещё как-то разрешала на себе ездить,
но спортцех Worldcup Rebels i.SL RD
категорически не принял мою технику слалома. Однозначно – для «технарей» и спортсменов. И опять для 2-х часовой тренировки на жёстком склоне. Не делайте ошибку, покупая их для круизного катания или как единственную лыжу «для всего».
3. ALL MOUNTAIN
В России их называют универсалами «для всего», или, по автомобильной терминологии – all road. Странно другое. Этот класс лыж больше всего подходит для российских курортов с их неухоженными трассами и прилегающих к курортам обширных склонов без ратраченных трасс. Но они не пользуются у россиян особой популярностью.Многие предпочитают купить короткий карв, на котором они не научатся катать правильно до конца своих дней, чем дружелюбный круизер, который не требует особой техники и физики и готов вас возить везде целый день
Именно такими свойствами обладает серия REW.
HEAD REV 80 PRO И HEAD REV 85 PRO
Я откатал Head REV 80 PRO и Head REV 85 PRO. Очень приятные лыжи, не было покрытий и состояний, где я встречал бы затруднения. Думаю, секрет в универсальном рокере ALLRIDE ROCKER и общей мягкости лыжи. Особо бы отметил плату для интегральных креплений PowerRAIL – быстрая перенастройка под любую длинну ботинка, с другой стороны установлена по «плавающей» технологии, не мешающей прогибу лыжи.
Но… не для фана. А всегда и всем ли он нужен, этот фан? Разве спокойная каталка и созерцание горных красот хуже?
4. ИМИДЖЕВЫЕ МОДЕЛИ ЛЫЖ
Я их ещё называю «папиковые» лыжи. Недешёвые псевдоспортивные лыжи с кучей наворотов и унылым дизайном в стиле роскошного минимализма)HEAD PREMIUM И HEAD PRESTIGE
Одни названия чего стоят Head Premium (аналог Head i.Supershape Speed) и Head Prestige (аналог Head i.Supershape Rally). Реальные.
Но в них есть реальная технология, уменьшающая вибрации. Мои убитые коленки прямо млели). Очень стабильны. Дуги пишут, как каллиграф иероглифы. Но не мой стайл. Я что-то заскучал на них.
Круизные 100%.
Традиционно не согласен с уровнем «экспертный карвинг». Ну, не нужно ничего экспертного, чтобы ездить на них)
5. ФРИРАЙД
Здесь HEAD «полюбил» меня! Со всеми имеющимися фрилыжами мы подружились.Коля любит Турбо
HEAD TURBINE 125
Очень внятная и предсказуемая лыжа. В наше офисрайдеровское время рокеров и узких шейперов носка это очень важное качество.
Павдерная лыжа с в меру гипертрофированным рокером. Для меня первым тестом фрилыжи являются её трассовые качества. Если лыжа нормально карвит по трассе, то с большей долей вероятности она и прекрасна в целине. Turbine – хороша на трассе.
С павдером в Поляне всё нормально, и удалось её катнуть практически на всех формах рельефа.
При ростовке 181 см, она была мне как раз впору. В кулуарах отлично. Особенно, если не елозить в них, как делает 95% офисрайдеров, а отпустить вниз и карвить вблизи бортов кулуара. И вообще, она любит простор.
Вероника Сорокина любит всё мужское
Максимальная маневренность на средних и больших ходах. «Тошнить» на ней не пробовал. Но думаю, что можно.Очень вездеходная – по палеолавинам идет нормально, убирает отдельные комки. Не назвал бы ни одной ситуации, где её можно в чём-то упрекнуть.
Но… Я не успевал за ней в лесу. Обычно лес расступается, а тут приходилось просматривать путь и после 3-4-5 дуг оттормаживаться – всё снимание сосредоточено на ведении.
Не уверен, что это особенность лыжи, скорей всего, виновато мое «мастерство», скорость реакции и «физика».
Вся проблема этой лыжи, что она живёт не на Аляске. В Поляне она пригодится максимум 10 дней в году или на хели-ски. Возможно, в Приэльбрусье у неё будет более насыщенная жизнь.
HEAD CYCLIC 115
Самая востребованная из фриколекции Head. Главное, что её отличает от старшей сестры Head Turbine 125 – вес, к тому же, она чувствительно мягче. Её реально прогнуть в павдере. За счёт значительно меньшего веса она прибавляет в универсальности.
На трассе, кроме уверенного спуска, добавляется свойство супергиганской лыжи.
В лесу изумительна! Деревья просто разбегаются от неё – не надо сосредотачиваться на ведении и выборе линии.
При этом сохраняет все достоинства глиссирования Head Turbine 125
HEAD VENTURI 95
О! Это реальное мочилово! Как же она любит скорость! Я бы её отнёс к разряду среднерадиусных универсалов. За счёт более скромных рокеров она отлично идёт по трассе, харду, задутостям. А на трассе от неё остается чистый GSно-трамвайный след.
Одна из моих любимиц. На скорости для неё нет чего-либо некатабельного.
Хочется добавить, что очень жалею, что не было в тестовой коллекции Head Collective 105.
Напомню, что российский прорайдер Head Иван Малахов второй год завоёвывает право выступать в FWT.
6. СКИ-ТУР
HEAD POWDER AIR
Собрал я в этом году комплект из Ambition 12 и Powder Air c 98мм с походной направленнстью. Комплект получился весьма лёгким, около 4 кг. Но сомнения вызывали лыжи. На подобной модели я уже скитурил в Сибири, и там ширины лыж откровенно не хватало. Мало того, эти лыжи я видел только утром и вечером, когда надевал и снимал их, остальное время они тонули в снегу полностью. Решающим фактором стала походная направленность комплекта, где спуски вторичны. Каково же было мое удивление, когда во время тестового выхода они оказались вполне себе фрирайдовыми, а на ходах просто восхитительны. И это – при длине 173 см! Ещё бы 10 см плюс, и это был бы идеал!В общем, девчонки, если вам нужен «реальный» ски-турный комплект – это ваше. Обращайтесь. Однако, комплектик с камусами и кошками стоит за 60 000 рублей((( Других недостатков не обнаружено.
8. Девичье
Девчонки, для вас сделали суперскую фрилыжу!!!
HEAD BIG JOY
Ксюша-то же любит HEAD.
Лёгонькие, но упругие. Долго пытался найти на них павдер (катал в апреле) и, наконец-то, нашёл! И они себя оправдали! Легко скользят, всплывают даже под моими 75 кг! И это при талии всего в 110 мм. Не требуют больших ходов, вполне маневренны на малых и средних скоростях.
Испытал абсолютно новые ощущения. Несмотря на женскую позицию установки креплений, чувствовал себя вполне комфортно.
По трассе идут стабильно уверенно.
HEAD TOTAL JOY
Что сказать? Насколько Head Big Joy приятен во всех отношениях для мужчины, настолько же HEAD Total Joy я не понял. Едут они отлично, но фана на них нет. Чересчур стабильны и правильны. Хорошее достоинство – лёгкость управления. Управляются буквально усилием мысли. Но стоит их чуть напрячь, добавить скорости – и они становятся непредсказуемыми. Возможно, это всё-таки не для моего веса, да и ростовки (158 см) мне явно не хватало. А может, главное – не девушка я)
Спасибо тест-центру RIDERS TEST & RENT за предоставление лыж для тестов.